В настоящее время вопросы административных процедур для юридических и ИП регулируются Законом Республики Беларусь «Об основах административных процедур» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
В целях совершенствования порядка осуществления административных процедур 24.06.2021 года издан Указ Президента Республики Беларусь за № 240, которым определены требования к проведению этих процедур с марта 2022 года.
1. Новые принципы
- доступность и приоритет учета интересов заявителей;
- недопустимость отказа в приеме заявления и в осуществлении процедуры по непредусмотренным основаниям;
- максимальное использование информационных технологий при осуществлении процедур и др.
Совет Министров Республики Беларусь утвердит Единый перечень административных процедур, осуществляемых для юридических лиц и ИП, к 27.09.2021. Он и ранее это делал, однако содержание этого перечня будет отличаться.
Для каждой процедуры в нем укажут:
- уполномоченный орган, осуществляющий процедуры;
- срок осуществления процедуры;
- вид платы, взимаемой при осуществлении процедуры;
- орган-регулятор, который утвердит регламент административной процедуры к 27.03.2022. Если орган-регулятор не относится к нормотворческому, то регламент утвердит Совет Министров Республики Беларусь.
Регламент определит:
- исчерпывающий перечень представляемых заявителем документов и их форму;
- размер платы;
- срок действия и форму выдаваемого по итогам процедуры документа;
- особенности осуществления процедуры;
- порядок подачи административной жалобы и др.
Если эти сведения определены НПА, регламент будет ссылаться на него. Регламенты утвердят к 27.03.2022.
Запрещено осуществлять отсутствующие в Едином перечне процедуры.
Уточнено, что заявления на осуществление бесплатных процедур и решения по ним осуществляются через единый портал электронных услуг.
К 27.03.2022 создадут электронный реестр административных процедур для юридических лиц и ИП, который будет содержать:
краткое описание административной процедуры;
сведения о ней и порядок ее осуществления;
наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного органа (и его вышестоящего органа, организации), график приема уполномоченного органа, иную контактную информацию;
требования к представляемым документам;
банковские реквизиты для оплаты и способы ее внесения;
иные справочно-информационные сведения.
Доступ к его данным планируется оставить свободным и круглосуточным.